Как майские демонстрации 1968 года повлияли на культуру
Текст:
Катя Колпинец
В этом году исполняется 50 лет парижским событиям мая 1968-го. По всей Франции прошли многочисленные выставки в честь юбилея, продолжают выходить статьи и книги. Это был год, когда старый мир дал трещину, а новый еще отстаивал свое будущее в акциях протеста и забастовках по всему миру, от Северной Америки до Китая. Как протесты 1968 года повлияли на сегодняшнюю культуру и моду? В этом материале рассказываем про то, как понятие молодости стало модным и как лозунги того времени вдохновляют дизайнеров и сегодня.
Все началось 2 мая в кампусе университета Нантер. Ректор решил закрыть учебное заведение из-за того, что студенты были недовольны правилами раздельного проживания в общежитиях. На следующий день прошел первый митинг во дворе Сорбонны. Он выльется в столкновения с полицией на бульваре Сен-Мишель и арест нескольких студентов. В ночь с 10 на 11 мая в Париже состоялась первая «ночь баррикад». 19 мая Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар в знак солидарности с парижскими волнениями добились преждевременного окончания Каннского кинофестиваля, а спустя пару дней бастовала уже вся Франция.
Лейтмотив событий мая 1968-го — бунт против отцов, против всего, что олицетворяла собой предыдущая эпоха. Протестующих объединяла ненависть к непререкаемым авторитетам и традиционным ценностям старшего поколения, пережившего Вторую мировую. Атаковалось любое неравенство: гендерное, расовое, социальное. Старая система управления, язык протоколов и вертикальные иерархии должны были остаться в мире до 1968-го. Ощущение, что прямо сейчас новый мир приходит на смену старому, носилось в воздухе: студенческими волнениями были охвачены крупные университеты США, Европы, Японии.
«Пражская весна», «культурная революция» в Китае, кампания Poor People''s Campaign Мартина Лютера Кинга и его убийство 4 апреля, многомиллионные антивоенные демонстрации по всему миру.
Впервые в истории человечества быть молодым становится круто. До 1960-х молодые люди во всем мире вступали во взрослую жизнь сразу после окончания школы и старались выглядеть как взрослые. 1960-е положили этому конец. Новый стиль поведения и одежды отрицал материализм и типичный образ жизни среднего класса. Ярче всего эта тенденция к освобождению выразилась в стиле американских хиппи. Всем своим видом они говорили об освобождении от ответственности, правил и традиций. То, что сегодня выглядит маркетинговым штампом, 50 лет назад стало манифестом сопротивления корпоративной культуре и американской мечте, в которой единственным будущим был пригородный дом с лужайкой во дворе.
Главным воплощением энергии молодости 1968-го стали знаменитые лозунги. «Запрещено запрещать», «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Никогда не работай», «Под брусчаткой пляж». Примечательно, что у лозунгов и граффити, которыми были исписаны стены Сорбонны и парижские улицы, не было авторов: они воплотили в себе чувства всех, кто в те дни бастовал и строил баррикады на бульварах. Французский антрополог, автор «Изобретения повседневности» Мишель де Серто назвал те события «революцией слова», говоря, что «в мае слово брали так, как в 1789 году брали Бастилию». Язык лозунгов стал своеобразной визитной карточкой майских событий и неиссякаемым источником вдохновения для искусства и моды.
Спустя 50 лет настроения 1968 года снова актуальны — не только из-за юбилея. Молодые люди по всему миру выходят на улицы, чтобы заявить о своем недовольстве. Их лозунги снова направлены против авторитарных режимов, насилия, гендерного и расового неравенства. Будь то участницы «Женского марша», активисты Black Lives Matter или школьники, выступавшие против свободного ношения оружия на March for Our Lives в марте этого года в США. В Грузии — недавние протесты в Тбилиси после рейда в ночных клубах, в России — подростки на антикоррупционном шествии в Москве в марте 2017-го. Участников этих событий можно считать преемниками 1968-го и по форме, и по содержанию.
Главное завоевание мая 1968-го в том, что протест теперь неизменно ассоциируется с молодостью и при всем взрывном содержании может выглядеть красиво. Настроение бунтующей юности продолжает жить во множестве проявлений, от одежды до оформления акций современной уличной политики: снова на улицы выходят молодые люди с похожими лозунгами.